"Я сегодня самолет – дыр дыр дыр" или Зачем взрослому игры и воображенине


Зачем взрослому человеку игры, воображение, и всякие там непонятные метафорические образы? Если бы только развлечься или расслабиться, вполне хватило бы сходить раз в сезон в цирк или посидеть часик с друзьями и напитками. Это помогает, но не всегда и не во всем ;) Кроме того, что делать тем, кто сам работает словно в "цирке"? ;)

              
Для ребенка игра и воображение естественны и являются практически основной его деятельностью. Мнения о бесполезности этого его времяпровождения уже давно не популярны. Написаны десятки книг, посвященные обоснованиям и доказательствам важности игрового процесса для развития и приобретения нужных ребенку навыков. Учитывая то, что конструктивное мышление формируется гораздо позже (о нем можно говорить лет с 10) – именно игровой способ остается ведущим в обучении.

Как это работает?
Ребенок, погружаясь в игру, вживается в определенную роль, примеряя (как костюмчик) на себя нужные себе черты, способности, навыки, и модели поведения. Пробует, как они на нем сидят, отбрасывает (или просто не берет во внимание) не нужные и не удобные детали. И «волшебным образом» приобретает эти ресурсы-умения в свое постоянное пользование. Обретая способность летать, как самолет, рычать как тигр, прятаться как зайчик, и тихо сидеть в уголке как кучка пыли, и командовать, как воспитатель. Вполне возможно за детство он пройдет тысячи этих ролей, но возьмет он из них только то, что ему было нужно и близко. Зато в жизни проявлять будет как человек.

Этот механизм никуда не девается у взрослого. Накопленных образов, историй, моделей и навыков хватит, чтобы заполнить, немаленький такой, внутренний мир. Самое интересное, что подсознание именно оттуда черпает  информацию о том, что вам надо в жизни, куда вы стремитесь и каким способом. Поэтому заглядывать туда хотя бы из любопытства не помешало бы. Даже самым серьезным и важным личностям.

А игра, по сути, является безопасной тренировочной площадкой, спортзалом, где можно попробовать или целенаправленно отработать что-то, подпитаться, отыскать путь к источнику ресурса или рассмотреть нечто пугающее и отталкивающее.
  

Чем отличаются опыт, приобретенный через метафоры, ассоциации и проигрывание ситуации от обычных прочитанных или услышанных слов? Тем, что когда образы приходят изнутри, они со всех сторон облеплены всевозможными связями и ассоциациями, запахами, ощущениями, воспоминаниями, со своей логикой и импульсом, который формирует этот образ. Они уже имеют место во внутреннем мире, к ним есть доступ с разных сторон. Их использование не зависит от целенаправленной команды сознания, они могут автоматически переключать на нужную волну и открывать дополнительные резервы.

У фантазий есть подводные камни: в них все происходит легче, приятней, быстрее. Они могут засасывать с головой и уводить из реальности. Человеческое сознание не видит разницы между реальным и качественно продуманным виртуальным миром, можно жить в собственных фантазиях так никогда и не выйдя из них.

Кто-то может отрицать воображение и многие виды творчества, бояться «сойти с ума» потерявшись в приятной и красивой иллюзии, зато избавляющей от жестокого и сложного материального мира с непредсказуемыми людьми.

Конечно, связь с реальностью нужна, обязательно. И лучше всего ее поддерживают две вещи. Первая – это критичность мышления. Умение сомневаться в том, что все так, как показалось. Периодически проверять объективность своего взгляда, суметь усомниться в своем выводе, если факты или окружающие уж очень настойчиво говорят об обратном. (При этом они все могут ошибаться, а вы - быть абсолютно правы, но непоколебимое упорство в своем мнении способно увести далеко).
 Вторая, как это ни странно – живое общение, люди, те самые, материальные, с руками, ногами и своим набором тараканов и внутренних миров. Они чудесно заземляют, подбрасывают поводы для сомнений, и не дают забывать об усилиях, медленности изменений и прочих мелочей из объективной реальности, с которыми приходится считаться.

Важно уметь отделять реальность от метафор, ведь они будут всегда пересекаться, встраиваться одно в другое, бороться за первенство. Но людям нужны оба мира, и виртуально-фантазийный и реальный. Потому что, взаимодействуя, они дают друг другу глубину, оттенки, полутона и объем, не говоря уже о невероятных совпадениях, невозможных решениях и прочих незапланированных радостях.

Один из самых безопасных вариантов взаимодействия с метафорическим миром - это игра – там есть рамки: начало, конец. Обозначены основные правила, но отсутствуют ограничения  реального мира.  Зато получаемые ходы- качества совершаемые понарошку,  становятся реальными, поскольку они уже протоптали себе дорожки–место в ситуациях и реакциях.

Еще хороший способ – творчество, в любом его виде. У него немного другой принцип, включающий процесс материализации элементов и объектов из внутренних в видимые, ощущаемые, наблюдаемые. Здесь тоже есть рамки: возможности и характеристики материала, ограничения, накладываемые в момент придания формы. Во взаимодействии с материалом также происходит обучение: владению собой, управлению процессом, учет особенностей поведения материала, его характеристик, выражение чувств и переживаний с трансформацией их в действие. Получается своеобразный мост синхронизации как работы правого и левого полушария, так и одновременного процесса в метафорическом, внутреннем мире и в реальности.
В творчестве есть возможность со стороны наблюдать за отражением: проекцией внутреннего на материальные объекты.

Как в игре, сказке, так и в жизни - мы не одни, нас окружают старые друзья, злодеи, волшебные помощники, случайные попутчики. Все они играют свою роль: и помогают и мешают и отвлекают и задают новые задачки. Они, ой как, нужны чтобы разделить ликование от победы и побыть рядом, когда тебе нужно снова собрать смысл, и даже чтобы вовремя вызвать на честный бой.

Играя, человек находит свое решение, из своей картины мира, понятное и практически готовое к использованию. По эквиваленту ценности - равно найденному сокровищу.
А радость, гордость за себя и за свое открытие оказывает неимоверно целительное действие – укрепляя веру в себя, создавая еще один кирпичик опоры.
Над полученным от кого-то готовым решением мы часто даже не задумываемся - это расходный материал, который может принести разочарование именно тем фактом, что вас лишили пути поиска. Оно может сработать один раз, а может не сработать вообще, часто экономит время,  но бывает, что пропускает главное. И человеку просто не хватает включенности в ситуацию, где проверяются свои способности, разминаешься, пусть понарошку, но испытываешь себя, да и момента самого открытия. Разве кому понравится, что малину, которую так долго искали в лесу, уже кто-то ест?

Играйте, творите с удовольствием, особенно если вы взрослый и серьезный, используйте метафоры, устраивайте бродилки по ассоциациям и самозабвенно черпайте в своем внутреннем мире новые ресурсы и… вполне возможно обычный, повседневный мир преобразится, обновит яркость красок, звуков, и, если повезет, откроет парочку секретов.

Коментарі

  1. Обожаю играть! Альтер-реальность порой спасает от разных неприятных вещей. Создает мир-иллюзию. И чем больше вживаешься в иллюзорность, тем глубже понимаешь, что "реальность" - это "супер иллюзия", и, по большому счету, создавать свою жизнь можно самому. :)

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар