Зачем взрослому человеку игры,
воображение, и всякие там непонятные метафорические образы? Если бы только развлечься
или расслабиться, вполне хватило бы сходить раз в сезон в цирк или посидеть
часик с друзьями и напитками. Это помогает, но не всегда и не во всем ;) Кроме
того, что делать тем, кто сам работает словно в "цирке"? ;)
Для ребенка игра и воображение естественны и
являются практически основной его деятельностью. Мнения о бесполезности этого
его времяпровождения уже давно не популярны. Написаны десятки книг, посвященные
обоснованиям и доказательствам важности игрового процесса для развития и
приобретения нужных ребенку навыков. Учитывая то, что конструктивное мышление
формируется гораздо позже (о нем можно говорить лет с 10) – именно игровой
способ остается ведущим в обучении.
Как
это работает?
Ребенок,
погружаясь в игру, вживается в определенную роль, примеряя (как костюмчик) на
себя нужные себе черты, способности, навыки, и модели поведения. Пробует, как
они на нем сидят, отбрасывает (или просто не берет во внимание) не нужные и не
удобные детали. И «волшебным образом» приобретает эти ресурсы-умения в свое
постоянное пользование. Обретая способность летать, как самолет, рычать как
тигр, прятаться как зайчик, и тихо сидеть в уголке как кучка пыли, и
командовать, как воспитатель. Вполне возможно за детство он пройдет тысячи этих
ролей, но возьмет он из них только то, что ему было нужно и близко. Зато в
жизни проявлять будет как человек.
Этот механизм никуда не девается у взрослого. Накопленных
образов, историй, моделей и навыков хватит, чтобы заполнить, немаленький такой,
внутренний мир. Самое интересное, что подсознание именно оттуда черпает информацию о том, что вам надо в жизни, куда
вы стремитесь и каким способом. Поэтому заглядывать туда хотя бы из любопытства
не помешало бы. Даже самым серьезным и важным личностям.
А игра, по сути, является безопасной тренировочной
площадкой, спортзалом, где можно попробовать или целенаправленно отработать
что-то, подпитаться, отыскать путь к источнику ресурса или рассмотреть нечто
пугающее и отталкивающее.
Чем отличаются опыт, приобретенный через метафоры, ассоциации
и проигрывание ситуации от обычных прочитанных или услышанных слов? Тем, что
когда образы приходят изнутри, они со всех сторон облеплены всевозможными
связями и ассоциациями, запахами, ощущениями, воспоминаниями, со своей логикой
и импульсом, который формирует этот образ. Они уже имеют место во внутреннем
мире, к ним есть доступ с разных сторон. Их использование не зависит от целенаправленной
команды сознания, они могут автоматически переключать на нужную волну и
открывать дополнительные резервы.
У фантазий есть подводные камни: в них все
происходит легче, приятней, быстрее. Они могут засасывать с головой и уводить
из реальности. Человеческое сознание не видит разницы между реальным и
качественно продуманным виртуальным миром, можно жить в собственных фантазиях
так никогда и не выйдя из них.
Кто-то может отрицать воображение и многие виды творчества,
бояться «сойти с ума» потерявшись в приятной и красивой иллюзии, зато
избавляющей от жестокого и сложного материального мира с непредсказуемыми
людьми.
Конечно, связь с реальностью нужна, обязательно. И
лучше всего ее поддерживают две вещи. Первая
– это критичность мышления. Умение сомневаться в том, что все так, как показалось.
Периодически проверять объективность своего взгляда, суметь усомниться в своем
выводе, если факты или окружающие уж очень настойчиво говорят об обратном. (При
этом они все могут ошибаться, а вы - быть абсолютно правы, но непоколебимое
упорство в своем мнении способно увести далеко).
Вторая, как это ни странно – живое общение, люди, те самые,
материальные, с руками, ногами и своим набором тараканов и внутренних миров.
Они чудесно заземляют, подбрасывают поводы для сомнений, и не дают забывать об
усилиях, медленности изменений и прочих мелочей из объективной реальности, с
которыми приходится считаться.
Важно уметь отделять реальность от метафор, ведь они
будут всегда пересекаться, встраиваться одно в другое, бороться за первенство.
Но людям нужны оба мира, и виртуально-фантазийный и реальный. Потому что,
взаимодействуя, они дают друг другу глубину, оттенки, полутона и объем, не
говоря уже о невероятных совпадениях, невозможных решениях и прочих
незапланированных радостях.
Один из самых безопасных вариантов взаимодействия с
метафорическим миром - это игра – там есть рамки: начало, конец. Обозначены
основные правила, но отсутствуют ограничения
реального мира. Зато получаемые
ходы- качества совершаемые понарошку, становятся
реальными, поскольку они уже протоптали себе дорожки–место в ситуациях и
реакциях.
Еще хороший способ – творчество, в любом его виде. У
него немного другой принцип, включающий процесс материализации элементов и объектов
из внутренних в видимые, ощущаемые, наблюдаемые. Здесь тоже есть рамки:
возможности и характеристики материала, ограничения, накладываемые в момент
придания формы. Во взаимодействии с материалом также происходит обучение:
владению собой, управлению процессом, учет особенностей поведения материала,
его характеристик, выражение чувств и переживаний с трансформацией их в
действие. Получается своеобразный мост синхронизации как работы правого и
левого полушария, так и одновременного процесса в метафорическом, внутреннем
мире и в реальности.
В
творчестве есть возможность со стороны наблюдать за отражением: проекцией
внутреннего на материальные объекты.
Как в игре, сказке, так и в жизни - мы не одни, нас
окружают старые друзья, злодеи, волшебные помощники, случайные попутчики. Все
они играют свою роль: и помогают и мешают и отвлекают и задают новые задачки.
Они, ой как, нужны чтобы разделить ликование от победы и побыть рядом, когда
тебе нужно снова собрать смысл, и даже чтобы вовремя вызвать на честный бой.
Играя, человек находит свое решение, из своей
картины мира, понятное и практически готовое к использованию. По эквиваленту
ценности - равно найденному сокровищу.
А
радость, гордость за себя и за свое открытие оказывает неимоверно целительное действие
– укрепляя веру в себя, создавая еще один кирпичик опоры.
Над полученным от кого-то готовым решением мы часто
даже не задумываемся - это расходный материал, который может принести
разочарование именно тем фактом, что вас лишили пути поиска. Оно может сработать
один раз, а может не сработать вообще, часто экономит время, но бывает, что пропускает главное. И человеку
просто не хватает включенности в ситуацию, где проверяются свои способности,
разминаешься, пусть понарошку, но испытываешь себя, да и момента самого
открытия. Разве кому понравится, что малину, которую так долго искали в лесу,
уже кто-то ест?
Играйте,
творите с удовольствием, особенно если вы взрослый и серьезный, используйте
метафоры, устраивайте бродилки по ассоциациям и самозабвенно черпайте в своем
внутреннем мире новые ресурсы и… вполне возможно обычный, повседневный мир преобразится,
обновит яркость красок, звуков, и, если повезет, откроет парочку секретов.
Обожаю играть! Альтер-реальность порой спасает от разных неприятных вещей. Создает мир-иллюзию. И чем больше вживаешься в иллюзорность, тем глубже понимаешь, что "реальность" - это "супер иллюзия", и, по большому счету, создавать свою жизнь можно самому. :)
ВідповістиВидалитиТочно :) - 80 уровень ;)
Видалити